Усі заняття
Мови
ГоловнаСтатьиЦелое и канон. Способы мышления о целом

Целое и канон. Способы мышления о целом

Данная работа посвящена способам рассмотрения целого. В человеческой культуре существует множество таких способов.
 
Это некоторые эвристические принципы, предлагающие определенные способы мышления о целом.
 
Назовем их канонами. 
 
Начнем рассмотрение с наиболее общих, абстрактных способов мышления,
относящихся к любой вещи, мыслимой как целое. 
Примеры таких канонов:
 
  1. Триадный канон (подробно описан Р.Г.Баранцевым). Рацио, интуицио, эмоцио.
     
  2. МКС- метод качественных структур (И.Н.Калинаускас). Аспекты организации, функционирования, связи, координации.
     
  3. Пентабазис В.А.Ганзена. Пространство, время, энергии, информация и субстрат.
     
  4. Закон 4-х начал. Земля, вода, воздух, огонь.
     
  5. Китайский круг У-Син. Огонь – Земля – Металл – Вода – Дерево. Лежит в основе всех традиционных китайских наук и искусств.
     
  6. Квадрат Ло-Шу и сетка Багуа в Фен-Шуй.
     
  7. Кабалистическое Дерево Жизни.
     
  8. Тривиальный канон. Веревка есть вервие простое.
Такие ментальные каноны позволяют мыслить о любой части  целого на  любом уровне иерархии так же, как и обо всем целом. При этом мышление оказывается организованным по фрактальному принципу.
 
Каноны несводимы друг к другу. Это независимые системы координат, которые всегда дают полную картину любого целого, с различной, однако, степенью конкретизации. 
 
Зачастую весьма плодотворным оказывается рассмотрение целого с позиции нескольких различных канонов.
 
При рассмотрении конкретной предметной сферы часто используются каноны, построенные по принципу суперпозиции семантических полей (контекстный принцип).
В устройстве таких канонов обычно используются два семантических поля:
Статическое и Динамическое. 
Статическое поле представляет собой определенную структуру с заданной семантикой позиций. Это структура отражает наиболее общие аспекты объектов данной предметной сферы.
 
Динамическое поле – это некоторое множество элементов, также имеющих определенную семантику, отражающую какие-то конкретные характеристики объектов этой сферы.
 
Другими словами, статическое поле является контекстом для элементов динамического поля.
 
Суперпозиция статических и динамических элементов порождает определенные смыслы. Такая суперпозиция позволяет получить описание данной предметной сферы на языке данного канона. 
 
Описательная сила канона определяется его способностью к дифференциации объектов, то есть способностью различать, классифицировать объекты данной предметной сферы.
Вот некоторые примеры таких канонов:
Целое
(предметная сфера)  
Канон Статическая
часть
Динамическая
часть
Результат
Индивид Астрология Система домов Планеты Описание
индивида
посредством  
натальной карты
Помещение Фен-Шуй Квадрат Ло-Шу
или сетка Багуа
Всевоз-
можные предметы
домашнего
обихода
 
Пространство
помещения,
обладающее определенными свойствами
Переход Алхимия Стадии: nigredo, rubedo, citrinitas,
albedo
Три элемента:  сера, ртуть, соль Описание
переходного состояния,
трансмутации
Ситуация, вопрос, проблема. Все мантики Правила раскладывания
или выбора объектов
Конкретные элементы данного гадания с 
определенной семантикой
 
Текст предсказания или ответ на вопрос
Ситуация Таро
Расклад с определенной семантикой
позиций (разные
варианты раскладов)
 
Колода из 78 карт
с определенной семантикой 
каждой карты
 
Текст предсказания или ответ на вопрос
16 придворных арканов, соответствующих
16-и типам людей
Придворные карты Таро 4 стихии 4 стихии Описания 16-и типов людей на языке стихий
Тип ИМ Соционика Функциональная модель (варианты: Модель Ю,
Модель А, Штурвал 
Калинаускаса)
Элементы ИМ Описание всех 16-и типов ИМ
и их отношений
Проблемная ситуация, заявленная клиентом
Расстановки
по Хеллингеру
 
Праксеология расстановки – правила интерпретации пространственного расположения объектов.  Заместители в определенных ролях Получение дополнительной информации или разрешение проблемы
Организм
Любые магические системы лечения
Су-Джок, Китайская акупунктура, Африканская Южноамериканская, Европейская (Зоны Захарьина-Геда) и другие аналогичные системы лечебных воздействий. 
 
Схемы соответствий зон на ладонях и
на ступнях различным органам.
Воздействие на точку (надавливание, прикладывание зерен, прижигание и т.д.) Одно и то же воздействие в разных местах схемы вызывает разные эффекты
(аналогично фен-шуй)
 
Оздоровление органа
 
Иногда каноны могут иметь более сложную, например, иерархическую структуру, где более высокий уровень иерархии является статическим для более низкого. Например, в астрологии: звери, знаки зодиака, планеты. 
 
Семантические поля всех элементов канона лежат за его пределами, то есть внутри канона они не нуждаются в каких бы то ни было определениях. Это позволяет канону быть полным и непротиворечивым описанием,  некоторой предметной сферы. Благодаря тому, что определения лежат за рамками описательной системы, преодолевается ограничение, накладываемое на описательные системы теоремой Геделя.
  
По большому счету неважно, по какой логической схеме выстроена статическая часть, главное, чтобы в сочетании с динамической она могла описать все необходимые свойства рассматриваемой предметной сферы. Например, множество различных раскладов в гадании на Таро.
 
Заметим также, что каноны пользуются иногда одними и теми же словами или символами, однако, семантические поля этих символов в различных канонах могут существенно отличаться.
 
Существуют варианты использования канонов по аналогии. При этом канон, созданный для одной области явлений, используют в другой. 
 
Это может быть любая номинативная шкала, задающая некоторое соотношение эквивалентности в определенной предметной сфере. Для этого могут использоваться различные классификации. Например, соционическую типологию личности иногда используют как некоторое соотношение эквивалентности, посредством которого можно по ассоциации классифицировать иные предметные сферы, в частности, этносы и другие сообщества. 
 
В завершении рассуждений о целом и канонах следует напомнить, что каноны – это способы мышления о целом, а любое целое начинается с вычленения его как объекта. Занимается этим вычленением субъект, который и будет в дальнейшем об этом целом как-то думать. То есть мы, сначала создаем мир, а потом начинаем его исследовать и описывать.
 
Г. Рейнин
 

 

Заняття, які проводить Григорий Рейнин Дивитись все
Похожие статьиСмотреть все
22 липня 2016
Кроули всегда предостерегал, что не следует приступать к выполнению более сложных техник:...
22 липня 2016
Кое-что о субъективной реальности. "Если тебя спросят, что важнее, реальность или иллюзия,...
Відгуки (0)
Відгуки Facebook
Залишити відгук
Я не робот