Хатха-Йога: теория, принципы
Теория Йоги
Слово «йога» - имеет много толкований. В индийских текстах термин «йога» употребляется в двух основных значениях:
Йога обозначает психотехнику - тщательно разработанный и выверенный набор средств и приемов для достижения высших состояний сознания;
Йога – это одна из систем индуистской философии, которая была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги») примерно во 2 веке до н.э.
Йога Патанджали это одновременно философия и практический метод, который включает в себя 8 ступеней совершенствования человека:
- Яма - регулирование внешних условий
- Нияма - регулирование внутренних условий
- Асана - комфортное и устойчивое положение тела
- Пранаяма - восприятие движения энергий в теле
- Пратьятхара - управление восприятием чувств
- Дхарана - способность направлять наш разум
- Дхьяна - способность воспринимать то, что мы стремимся понять
- Самадхи - способность становиться и пребывать тем, что мы намеревались понять.
Философия «Йога сутр» тесно связана с древней философией санкхья, основными источниками которой есть великий индийский эпос «Махабхарата» и «Санкхья сутры» мудреца Капилы.
Согласно основным положениям этой философии, существует две независимые субстанции: Пуруша (созерцатель, источник сознания) и Пракрити (материя, природа). Именно их взаимодействие приводит к возникновению всех явлений этого мира, от самых тонких – до самых плотных. Каждый человек, будучи продуктом природы, содержит в себе источник истинного знания. Но вовлекаясь в игры природы, он теряет чистоту восприятия Созерцателя и становится зависимым от условий внешнего мира. Только возврат к внутреннему постижению позволяет человеку обрести умиротворенность, невозмутимость, пережить блаженное состояние свободы и научиться управлять своей жизнью, исходя из истинного понимания сути вещей и явлений этого мира.
Для достижения этого высшего состояния сознания нужно успокоить и уравновесить качества природы в теле, уме и чувствах. На это направлены первые пять ступеней йоги Патанджали. Первые пять ступеней – это регулирование 5 первоэлементов природы (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир (Пространство)). Когда элементы природы в человеке уравновешены, человек в состоянии осознанно контролировать бессознательные и подсознательные сферы своей психики, то есть свое животное начало. Последние три ступени возможны только при успешном освоении первых пяти и позволяют достичь более высоких состояний глубокого проникновения в суть всех явлений мира.
В средние века на основе классической йоги Патанджали возникает особый вид йогической практики, получивший название «хатха-йога». Одни из переводов термина «хатха» - «солнце и луна». Это по своей сути – две энергии, которые в теле проявлены в двух каналах: левому - Ида (свойство лунного канала) и правому - Пингала (свойство солнечного канала). Ида заведует умственной энергией и соответствует парасимпатической реакции в теле (пассивности, расслаблению). Пингала связана с витальной энергией и соответствует симпатической реакции в теле (активности, напряжению). Основная задача хатха йоги – уравновесить эти две энергии в теле и поддерживать их в четком балансе. Это дает возможность уравновесить качества природы в теле и способствует прохождению энергии по центральному каналу – Сушумне. Именно эта энергия используется для пробуждения высших форм сознания.
В Хатха-Йоге используется понятие чакр – особых энергетических центров в теле человека, каждый их которых связан с определенным уровнем сознания. Нижние чакры отвечают за бессознательный план существования, средние – за подсознательные механизмы, верхние – за сознание, седьмая чакра – сахасрара связывает человека со сверхсознанием. Если высшие чакры в теле человека остаются закрытыми, человек всю жизнь находится под влиянием бессознательного и подсознательного пластов своей психики, не имея возможности осознанного управления своим телом, умом и чувствами. Первые 7 ступеней йоги Патанджали соответствуют 7 чакрам в теле человека, и 8-я ступень – чакре, которая расположена над головой.
Хатха-Йога – это точная последовательность определенных действий, приводящая разных по типу людей в одно и тоже состояние: успокоенности качеств природы в теле, чувствах, уме (первые пять чакр). Это дает возможность отвлечения энергии от внешних раздражителей к внутреннему миру для обеспечения процесса глубокого понимания. Когда тело, чувства и ум успокоены, энергия беспрепятственно поднимается по центральному каналу – Сушумне, пробуждая все чакры, от низших до самых высших и у человека появляется возможность для постижения высшего начала, которое по природе есть весь проявленный мир. В результате – человек уходит из-под власти внешних обстоятельств и становится правителем своей жизни, обретает свободу. Именно поэтому Йогу Патанджали очень часто называют «Раджа-Йога», что переводится как «Царская Йога» или «Йога Царей».
Для чего заниматься практикой Хатха-Йоги
Асаны Хатха-Йоги это выверенные веками методы воздействия на тело с целью его совершенствования. Уникальность практики хатха-йоги заключается в том, что каждая асана, направлена на работу с той или иной частью тела, в тоже время включает в работу все тело целиком, т.е. воздействие на тело каждого упражнения целостно и гармонично. Энергия каждой чакры связана с функционированием определенного уровня физиологической системы организма:
Название чакры | Область тела | Физиологическая система организма | Элементы природы |
Муладхара | Копчик | Выделительная, репродуктивная | Земля |
Свадхистана | Крестец | Мочеполовая, репродуктивная | Вода |
Манипура | Солнечное сплетение | Пищеварительная | Огонь |
Анахата | Центр грудной клетки | Сердечно-сосудистая, дыхательная | Воздух |
Вишуддха | Область горла | Эндокринная | Пространство |
Аджна | Межбровье | Периферическая нервная система | |
Сахасрара | Макушка | Центральная нервная система |
В Хатха-Йоге существует очень много асан, направленных на разные области тела, железы внутренней секреции, физиологические системы организма и чакры. Так, асаны в положении стоя воздействуют в основном на нижние чакры – Муладхару и Свадхистану. Асаны в положении сидя – на Манипуру и Анахату. В положении лежа – на Вишудху и Аджну. В перевернутых асанах (стопы выше головы) – на Сахасрару. Таким образом, правильно подбирая последовательность и структуру комплекса выполняемых асан, пробуждают и наполняют праной (жизненной энергией) все чакры, благотворно воздействуя на все органы и системы организма.
Йога Патанджали: принципиальные основы для практики хатха-йоги
-
Прежде чем приступить к практике Хатха-Йоги, необходимо создать для этого благоприятные внешние условия (принцип ямы):
- Вы определяете для себя все внешние раздражители. Например, за окном рабочие чинят забор. Вы отмечаете это как возможность резких звуков за окном в этой связи. То же самое касается ваших близких, которые находятся с вами в одном помещении на момент практики: Вы для себя предусматриваете возможность шума с их стороны, и предупреждаете, чтобы они вам по-возможности не мешали.
- у Вас достаточно места и времени для практики;
- Вы действительно хотите заниматься, а если такого желания нет – надо для себя найти вескую и понятную причину для практики.
Создание благоприятных внешних условий для практики регулирует прохождение энергии через нижнюю чакру – Муладхару (первоэлемент Земля). Эта чакра на уровне бессознательного отвечает за выживание. Энергия этой чакры настроена на то, чтобы защищать тело от внешней агрессии (убегать или атаковать). В неблагоприятных внешних условиях внешняя мускулатура тела остается в постоянном напряжении, в результате чего энергия из этой чакры не может свободно подняться на более высокий уровень.
-
Необходимо обеспечить благоприятные внутренние условия для практики (принцип ниямы):
- внешние приготовления: Вы не должны испытывать чувства голода или переедания;
-
внутренние приготовления: у Вас нет неотложных дел, на душе спокойное состояние – желания не беспокоят; внимание сосредоточено только на практике.
Создание благоприятных внутренних условий для практики уравновешивает внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник. Это способствует свободному прохождению энергии через Свадхистану – чакру (первоэмелент – Вода), которая отвечает за безусловные инстинкты, которые порождают желания, трудно поддающиеся контролю со стороны сознания.
-
Первые две чакры отвечают за бессознательные механизмы. Уже на уровне успокоения первых двух чакр происходит момент регулирования двух потоков в теле: каналов Пингала (Ха) и Ида (Тха). Только обеспечив благоприятные внешние и внутренние условия приступают к практике асан. Асана – это комфортное и устойчивое положение тела. При выполнении каждой асаны все тело находится во внимании целиком – от кончиков пальцев ног, пальцев рук до макушки головы. Дыхание - в естественном ритме.
При этом – каждая асана имеет три этапа:
- вхождение в асану;
- уравновешивание тела в асане относительно направлений перед-зад, лево-право, верх-низ; наблюдение за ощущениями напряжения-расслабления в различных частях тела при выполнении разных асан;
-
пребывание в состоянии равновесия. При этом внешние мышцы, должны быть расслаблены, внутренние мышцы, которые поддерживают внутренние органы и позвоночник – находиться в состоянии «подтянутости». Когда асана выставлена правильно, тело попадает в состояние равновесия, в нем появляется ощущение устойчивости, комфорта и наслаждения.
Именно достижение состояния равновесия, устойчивости и комфорта в теле является главной целью в асане. Потому что без равновесия и устойчивости в теле нет уравновешивания энергий левого и правого каналов (Иды и Пингалы). В результате – энергия не поднимется из Манипура-чакры (первоэлемент – Огонь) выше. Правильная регуляция асаны дает возможность осознанного управления телом. Исчезает лишний вес, тело приобретает красивые формы, появляется возможность регулировать чувство голода; тело намного проще переносит холод и жару.
-
Пранаяма возможна лишь тогда, когда тело находится в устойчивой и комфортной позе. Пранаяма – это очень тонкий процесс. Вначале – это наблюдение за естественным ритмом вдоха, выдоха и задержки. Правильное положение тела в асане и усвоение естественного ритма дыхания дают возможность урегулировать дыхание в сторону четкого соответствия длины вдоха, выдоха, задержки и услышать более тонкий ритм – сердца. Наблюдение и усвоение этого ритма дает возможность услышать биение ликвора – спинномозговой жидкости, движение которой в позвоночном столбе и связывают с «подъемом кундалини». Правильное выполнение асаны и пранаямы обеспечивает свободное прохождение энергии от Анахаты (первоэлемент- Воздух) вверх – до Вишудха чакры (первоэлемент – Пространство или Эфир).
-
Активизация Вишудха чакры приводит к тому, что мы начинаем осознавать, как внешний мир пробуждает наши желания и заставляет нас рассеивать энергию на удовлетворение этих желаний. Это дает возможность научиться управлять этим процессом и перенаправить внимание и энергию от внешних раздражителей к внутреннему миру. Это пятая ступень йоги Панатджали – пратьятхара. Успешное освоение 5 ступеней приводит к тому, что 5 первоэлементов природы в человеке проявлены и уравновешены. Благодаря этому появляется состояние внутреннего комфорта и блаженства, а энергия перестав расходоваться вовне может подняться выше – для пробуждения Аджна-чакры.
-
Аджна – чакра отвечает за развития более глубокого понимания действительности – за пробуждение мудрости. Шестая ступень - дхарана – это способность направлять наш разум, то есть из всего многообразия объектов, которые нас окружают, выбирать один, и внимание направлять только на него. Например, пребывая в асане, все свое внимание направляем на ощущения внутри тела, стараясь полностью исключить его рассеивание на мысли, эмоции или внешние раздражители.
-
Дхьяна (уровень Сахасрара чакры) – это способность длительное время, не отвлекаясь, находится в восприятии того объекта, на который направлено наше внимание и который мы стремимся понять. Это опора на глубокое внутреннее знание, которое не связано с интеллектом и возникает самопроизвольно, в результате того, что наше внимание остается бдительным и в течении длительного времени непрерывно сосредотачивается только на одном объекте – например, на ощущениях в теле при выполнении асан. В результате - занимающийся уже не прилагает усилий для того, чтобы пребывать в асане в состоянии глубокого покоя, устойчивости и комфорта.
- Самадхи – это состояние, когда Вы теряете собственные границы и полностью растворяетесь в объекте созерцания, при этом достигая глубокого понимания его сути.
Отзывы (0) | Отзывы Facebook |