Все занятия
ГлавнаяСтатьиПолнота мира и неполнота описаний. Фундаментальная ошибка восприятия.

Полнота мира и неполнота описаний. Фундаментальная ошибка восприятия.

Кое-что о субъективной реальности.
"Если тебя спросят, что важнее,
реальность или иллюзия,
ответствуй, что иллюзия,
ибо это и есть тот мир,
в котором ты живешь"
Козьма Прутков
«Отрывки из ненаписанного»
 
Рассмотрим устройство человеческого восприятия в соответствии с рисунком 1:
 

Рис 1. Обычное человеческое восприятие 

Человек верит в то, что видит, не осознавая в этот момент, что его восприятие есть узнавание, построенное на определенном описании мира. В свою очередь, наше описание мира опирается на то, во что мы верим, чему приписываем статус существования. Таким образом, треугольник Вижу-Верю-Знаю замыкается и получается, что восприятие мира всегда подтверждает то представление о мире, на котором оно базируется. 
 
Данный треугольник задает определенную плоскость познаваемой нами реальности. Собственно, это и есть мир, в котором мы живем. Категории познанного и непознанного относятся именно к этой плоскости. Все остальное трансцендентно, то есть невыразимо в терминах имеющегося описания мира. Единственная возможность чему-либо приобрести статус существования – это войти в описание. 
 
Человек с детства привыкает к такой схеме, никогда не выводя ее на уровень осознавания. До-КАЗАТЬ – это свести к ОЧЕ-видному, то есть, к тому, что можно показать. Очевидное, как критерий истины, безусловно, преобладает над всяким иным знанием. 
 
По сути, эта схема (рис. 1) представляет собой процесс сотворения мира в каждый момент времени.
 
Результатом действия этого механизма является наблюдаемая нами реальность, то есть весь материальный мир, который изучает физика и другие естественные науки, то, что мы называем объективной реальностью. Таким образом, получается, что мы изучаем реальность, созданную нашим описанием. То есть без субъекта, являющегося носителем описания, нет никакого объективного мира.
 
Современная физика уже пришла к выводу, что изучение материального мира без учета наблюдателя невозможно. В этом месте физика вплотную смыкается с психологией. Со стороны психологии эта мысль подробно разрабатывается в квантовой психологии.
Рассмотрим теперь свойства описаний.
Для любых описаний мира неукоснительно действует принцип  подобный теореме Геделя в математике:
 
Полную непротиворечивую систему, использующую только строго
определенные внутри этой системы термины, построить невозможно.
 
Эта зависимость также подобна соотношению неопределенностей Гейзенберга в квантовой физике (и скорость, и импульс элементарной частицы одновременно измерить невозможно).
 
Попытка строго определить все понятия внутри системы неизбежно приведет  к появлению противоречий. Причем проявиться они могут в любом месте картины мира. Так что при построении описаний некоторые моменты считаются интуитивно понятными, само-собой-разумеющимися, их принимают на веру apriori. Это позволяет сделать описание замкнутым. Если бы этого не было, сознанию не на что было бы опереться, чтобы построить воспринимаемый нами мир. Такова незаметная плата человека за возможность мышления о мире, целостного восприятия и общения с себе подобными.   
 
Инсталляция описания:
 
Мир не нуждается в описаниях, в описаниях нуждаются люди, чтобы общаться. В любом сообществе - профессиональной группе, этносе, социально-психологическом мире  - существует некоторое свое представление об устройстве мира. Именно оно и определяет мышление, восприятие и язык членов данного сообщества. Описание мира, медленно трансформируясь, транслируется из поколения в поколение посредством языка.  Язык при этом является точным отражением системы представлений о мире данного социума в данный момент. 
 
Следует отметить, что основная часть описания мира инсталлируется без нашего участия в тот период жизни, когда человек абсолютно открыт и доверчив. Таким образом, в самом раннем детстве мы получаем основной объем знаний о том, как устроен мир. В действительности, это описание  человеку не принадлежит, оно принадлежит определенному сообществу (эгрегору), культуре, науке, системе верований. Это есть некий единый встроенный модуль, который имеется у всех членов определенного сообщества. Завершение инсталляции этого модуля происходит в процессе постепенной социализации человека.
 
Свойства описаний:
 
  1. Присутствие неопределенностей. Будучи полным и непротиворечивым, описание обязательно включает некоторые неопределенные внутри него понятия. То есть свойство замкнутости описания не может быть выполнено (по аналогии с теоремой Геделя).
     
  2. Несводимость. Разные описания принципиально несводимы друг к другу. Одни и те же понятия, используемые в разных описаниях, имеют разный объем.
                         
  3. Ограниченность.  Описание всегда конечно, а, следовательно, порождает ограниченный мир. Некоторые вещи находятся за пределами нашего восприятия и мышления просто потому, что они не входят в круг наших понятий. Описание, которым мы пользуемся, есть реальная граница нашей вселенной на данный момент. Изменяя описание,  мы изменяем границы воспринимаемой нами вселенной.
Мышление:
 
Ум человека нуждается в опоре. В то же время использование неопределенных понятий порождает множество ментальных противоречий и парадоксов.
 
На уровне восприятия, однако, никаких противоречий не возникает: «нет в концепции – нет в перцепции». Восприятие играет роль этой опоры для ума, делая описание легитимным, законным, истинным и, тем самым, единственным. Принцип «Практика - критерий истины», по всей видимости, заложен в человеке на генетическом уровне. С одной стороны, этот принцип позволяет построить плотный мир, в котором мы живем. Это опора для нашего бытия в мире.  С другой стороны, это основная концептуальная ловушка психики. Органами чувств мы убеждаемся в истинности чего-либо, забывая, что важнейшим элементом процесса восприятия является процесс интерпретации данных, который абсолютно концептуально детерминирован. 
 
Закон: «Нет в описании – нет в восприятии» выполняется неукоснительно, не имея исключений, у верующих и неверующих, у материалистов и идеалистов, независимо от принятой системы верований или научной парадигмы. Некоторые вещи могут присутствовать в одном описании, но не быть в другом, тогда для одних людей они являются элементами объективного мира, а для других либо просто не существуют, либо существуют, как чужие иллюзии. В связи с этим можно сформулировать положение, которое назовем:
 
Фундаментальная ошибка восприятия:
 
"Мое собственное восприятие достоверно. Если видение другого человека отличается от моего, – это его иллюзия."
 
Мы легко соглашаемся с иллюзорностью чужого восприятия, если оно отлично от нашего, даже не допуская при этом мысли о такой же иллюзорности своего собственного.
 
На рациональном уровне человек свое описание мира не осознает. Оно, глубоко встроено в бессознательный механизм восприятия. Описание мира  предстает перед человеком в виде «объективной реальности», то есть картины у него перед глазами. Здесь уже не возникает вопрос, истинная это картина или ложная – она единственная, и ее истинность никаких сомнений у человека не вызывает. В этом и заключается фундаментальная ошибка восприятия.
                                                                                
Г. Рейнин
 

 

Занятия, которые проводит Григорий Рейнин Смотреть все
06 ноября 2017
C: Григорий Рейнин
12 ноября 2017
C: Григорий Рейнин
Похожие статьиСмотреть все
22 июля 2016
Кроули всегда предостерегал, что не следует приступать к выполнению более сложных техник:...
23 июля 2016
Данная работа посвящена способам рассмотрения целого. В человеческой культуре существует...
Ближайшие занятияСмотреть все
22 октября 2017
C: Ольга Рейнин
27 октября 2017
C: Сергей Анчуткин
06 ноября 2017
C: Григорий Рейнин
Отзывы (0)
Отзывы Facebook
Отзывы ВКонтакте
Отзывы Google+
Оставить отзыв
Я не робот